Салоны красоты РК

Буддизм в Курумканском районе

С конца XVIII буддийская вера начинает проникать в Баргузинскую долину. По данным истории это вторая волна распространения буддизма на территории вокруг озера Байкал. О первой волне буддизма известно не очень много, по причине небольшого числа  письменных или других памятников.

В старинных летописях баргузинских бурят зафиксировано, что в 1807 году хоринский тайша Галсан Мардаев и известный в народе Молон багша -хоринский йогин во время отдыха на Гаргинском аршане поставили первый бумхан и провели первый буддийский ритуал на баргузинской земле.

В 1812 году под руководством тайши баргузинских бурят Санхиром Андреевым был возведён молельный дом в местности Жаргаланта, который был освящён ламой Сонгольского дацана Нимайланом.

На берегу реки Бургали (Борогол), южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен «Хурдын Сумэ» – небольшой дуган, где проводились буддийские службы. Он освящён ламами в 1819 году.

В 1824 году в местности Хасхал был построен небольшой дуган «Догчидын сумэ». Он был расположен примерно в 30 вёрстах севернее «Хурдын сумэ». В 1827 году был построен большой Цокчен дуган.

К 1825 году в долине были построены первые маленькие буддийские бумханы на Гаргинском аршане, в местности Хадаагшан, в Улюкчикане, Халзаарте.

Вскоре назрела необходимость в постройке большого храма-дугана. Бургузинские буряты отправили письмо Хамбо ламе Гааваану Ешижамсуеву с просьбой разрешить постройку дацана в Бургали.

В 1826 году, в год огненной собаки, письмо с тамгой-печатью бандидо-хамбы с одобрением и разрешением было получено и начато строительство дацана.

В 1828 году был построен трёхэтажный дацан в местности Бургали (Борогол). В том же году, в год земляной мыши, Нимайлан лама, приехав в Баргузин из Сонгольского дацана, провёл освящение нового дацана. Освящение прошло при большом стечении народа, было организовано великолепное празднество: конные скачки, стрельба из лука, борьба и пр. Этот дацан получил название Гандан Шаддолин и Жамсаран-Сахюусана.  Борогольский дацан – это колыбель буддизма в Баргузинской долине. Большинство первых лам были родом из Борогола.

1829 год вошёл в истории, как год первого утверждённого шэрээтэ – настоятеля Баргузинского дацана Сультима Арзанова.

В 1832 году пришло официальное разрешение Иркутского губернатора на открытие дацана, к которому были причислены построенные ранее два дугана.

В 1845 году приобрели за 870 рублей серебром рукописный Ганжур - тибетский буддийский канон в 108 томах.

Со временем берег реки Борогол на котором располагался Баргузинский дацан начал разрушаться, вода начала подмывать берег. И поэтому было принято решение перевести дацан на берег озера Сагаан-Нуур. Для этого пригласили ширетуя Агинского дацана Галсан-Жимба Тугулдурова, который в Баргузине совершил обряд очищения и освящения будущего местоположения Баргузинского дацана вблизи озера Сагаан Нуур на Куйтунском плато.

В 1861 году, в год курицы, с согласия генерал- губернатора Баргузинский дацан был переведен в местность Сагаан-Нуур. Интересны факты приобретения обществом баргузинских бурят священных буддийских книг. Первую книгу – тибетский «Юм» в 1818 году привёз из Кяхты лама Хайдап Зооноев.

В 1879 году Цэрэнжаб Сахаров просил в письме Найдану Гомбоеву (был зятем декабриста М.Бестужева), находившемуся в то время в Пекине, приобрести для Баргузинского дацана по желанию всего народа - Данжур 225 томов. Тогда Ширээтэ ламой был легендарный учитель Цыдена Соодоева Шинтадай гэгэн (Санжи Шинтадов).

С распространением буддизма у баргузинских бурят появилась тибетская и монгольская письменность, лама Султум Арзанов, прибывший из Цонгольского дацана, обучал грамоте.

С 1882 по 1884 годы под руководством тайши Цыренжапа Сахарова был построен  третий Баргузинский дацан в местности Сагаан-Нуур. На освящение пришло около 5000 человек. Был организован грандиозный праздник. Шэрэтуем дацана был утверждён Гурдарма Цыденпилов.

В историю Баргузинского дацана вошёл 9-ый настоятель Баргузинского дацана Содой-лама (в миру Цыден Содоев), авторитетнейший деятель буддийского мира, ясновидящий, йогин. Цыден Соодоев первый баргузинец, увидевший Монголию, Китай, Тибет, Индию, Непал, Вьетнам, Японию, Цейлон, знал много языков и сам писал ученые труды.

В 1923 году один из двух дуганов при большом дацане перевезли на новое место – к подножию священной горы Бархан. Построили из него двухэтажную молельню. По своему архитектурному облику она не была похожа на типичные бурятские молельни с взлетающими крышами, а напоминала Санкт-Петербургскую буддийскую святыню. В 1923 году дацан в Барагхане был освящён при участии Агвана Доржиева.

Фактически в Баргузинской долине до 1937 года было два дацана, официально же числился один.

В истории нашей страны был, к сожалению, печально известный период гонений на религию, когда многие дацаны были разрушены, в том числе и Баргузинский. После демократических преобразований произошедших в нашей стране, в Бурятии и Курумканском районе, в частности, началось возрождение буддизма, и в 1991 году был построен первый дуган нынешнего Курумканского дацана, который стал центром возрождения буддизма и духовности для жителей всей Баргузинской долины. 

15 февраля 1991 года в день Сагаалгана состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин» близ села Курумкан. Баргузинский дацан является проектом Буддийской традиционной Сангхи России. В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан.

В 2000 году Баргузинский дацан переименован в Курумканский дацан «Гандан Ше Дувлин». Дацан интересен и тем, что с 1997 года утверждён как Российский международный центр медитации по cутре и тантре, под прямым патронажем Его святейшества Далай-ламы 19-го, Его Святейшества Богдо-гэгэна 9-го и кураторством Досточтимого геше Джампа Тинлея.

Шэрээтэ ламой дацана является Олег Намжилов. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках. В дацане ежегодно проводится множество традиционных буддийских служб (хуралов): Майдар хурал, Дончод хурал, Жэнсэриг хурал, Зула хурал, Дугжууба и другие.

В районе имеются буддийские культовые места. Среди них особо следует выделить ступу (субурган) Соодоя-ламы. Слово «субурган» в переводе с монгольского означает «культовое сооружение, в котором хранятся реликвии, а также мощи лам, оставивших глубокий след в истории и культуре своего народа).  Ступа Соодой-ламы находится в одном из живописных уголков края Баруун-Хунтэй (Куйтунская степь), в нескольких километрах от села Элысун. Есть места, где буддийские священнослужители проводят обряды (чтение молитв – ном уншалга или сагаагаар мургэхэ). К примеру, культовое место южнее села Арзгун под названием – Зургэн Хада, или место паломников – гора Бархан – уула, где проходят буддийские молебны.

Украшает центр села Курумкан  храмовый архитектурный комплекс Дхармы центра «Буян», созданный 5 марта 1997 года по инициативе учителей межрайонного Курумканского бурятского лицея-интерната. Комплекс состоит из двух зданий – дуганов. Здание первого дугана построено в стиле тибетской архитектуры, второй дуган построен в стиле китайской архитектуры.

3 февраля 2003 года ламы Курумканского дацана провели обряд освещения нового дугана «Гандан Пунцог лин» в селе Аргада, который, начиная с 1997 года, строился методом народной стройки. Дуган является полноправным членом централизованной буддийской организации – Буддийской Традиционной Сангхи России.