Салоны красоты РК

Шаманизм в Курумканском районе

«Баргуджин-Тукум...

Добро пожаловать в добрую страну-

Соболиный край.

Суровый край, суровые нравы,

Суровый быт, но зато, какая чистота вселенская»

Солбон Ангабаев


«Баргуджин-Тукум»… Известен всему миру с седых времен, край лесов, голубых озер и рек, край пушнинный и соболиный, край несметных природных богатств.

Полноводная река Баргузин берет начало из озера Боолон - Тумэр и несет свои воды по всей шири долины к священному Байкалу «…Эй, Баргузин, пошевеливай вал. Слышны уж бури раскаты!»… Долина реки Баргузин, окруженная живописными Байкальскими складчатыми горами и Икатским хребтом, во все времена являлась оазисом жизни, добра и богатства. Баргузин- это край легенд и сказаний, где переплелись религиозные обычаи и традиции бурят- монгольского и эвенкийского шаманизма, ламаизма и христианства. Здесь широкой палитрой красок передаются устные исторические и фольклорные предания о походах Гэсэра, Хоридой Мэргэна, Чингисхана, и др.

В старину каждый род имел своих шаманов – предводителей, которые являлись хранителями традиций и обычаев своего рода, имели свои родовые места поклонения. В долине реки Баргузин во многих местах встречаются родовые и общетерриториальные культы.

Шаманские верования в долине реки Баргузин имеют древнюю историю. Это связано с тем, что на развитие региона оказали влияние культуры нескольких народов. Шаманизм - (от эвенкийского - шаман, саман - возбужденный, исступленный человек) - одна из самых ранних форм религии в Бурятии, представляющая собой целостную систему языческих верований и культов.

Она вобрала в себя религиозно-философские представления людей каменного века, среди которых главным является обоготворение сил природы и умерших предков (преимущественно шаманов). Шаманизм возник на основе ещё более ранних форм религии (магия, тотетизм, фетишизм, анемизм…), но придал им более систематизированный характер. С незапамятных времён коренное население Сибири исповедует шаманизм.

Коренным этносом Забайкалья и Баргузинской долины в частности являются эвенки. Впервые в русских документах этноним «тунгус» встречается в записке, поданной в 1577 году Г. Штаденом.

Традиционной религией эвенков был  шаманизм. Эвенкийский шаманизм отличается высокоразвитым политеизмом (многобожием) и сложностью обрядового комплекса. Как любое общественное явление он имеет свою структуру и выполняет целый ряд социальных функций.

Бурятский шаманизм (политеизм) генетически связан с центрально-азиатским шаманизмом, он продукт сложного исторического процесса, в котором приняли участие различные тюркские, монголо-ойратские, тунгусские и другие этнические элементы. Шаманизм играл огромную роль в жизни бурятских племен до прихода буддизма и христианства. С их приходом он был почти вытеснен из общественной жизни Предбайкалья и Забайкалья, чему содействовала светская власть. Вместе с тем, многие элементы шаманизма ассимилировались в буддизм, кроме того, возникло явления двоебожия и троебожия, которое сохранялось вплоть до второй половины 80-х годов, когда бурятский шаманизм начал вновь возрождаться.

Бурятский шаманизм выделялся целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и т.д.

Главным культовым объектом в Баргузинской долине по праву считается священная гора Бархан-уула. Святая гора Бархан считается местом пребывания небесных богов. Священной горе молятся из многих мест, четыре из которых наиболее посещаемы. Одно из них расположен рядом с автотрассой Баргузин-Курумкан и используется как табиса и обоо, второе в глубине леса, рядом с домом отдыха - обоо для проведения обрядов, ритуалов. Остальные два расположены на значительном расстояние от горы Бархан Ундэр они также используются для проведения шаманских обрядов. Культовые места имеются в местностях Боолон-Тумэр, Шиизга, Галтай  и др.

По левобережью реки Баргузин вокруг по с.Майский и с.Арзгун находится множество культовых мест. Одним из самых важных в среднем течение реки Баргузин является культ горы Дээдэ баабай – «Отец верховьев».

В 3-х километрах от села Курумкан находится местность Хадаагшан, представляет собой останцевые породы камней, заросшие деревьями. Считается, что «хозяин» этого места покровительствует ведению домашнего хозяйства и сельскохозяйственных работ, плодородию и, вообще, успеху в делах.

Представители шести эвенкийских родов (асибагат, баликагир, гальдёгир, тыпкагир, чангалир, чалкагир) раз в три года проводят обряд жертвоприношения своим покровителям в местности Самаахай (12 км. от села Алла). Руководил обрядом один из старейших эвенкийских шаманов  из местности Джирга Орочон Степанович Берельтуев. Вдоль дороги Алла - Улюнхан насчитывается четыре бурятских священных места эвенкийского происхождения.

На севере и на юге долины реки Баргузин находятся два важных для населения культовых места, покровительствующих водной стихии: священная гора Святой нос – Хилмэн –хушуун  и гора у оз. Боолон-Тумэр.

Одним из самых важных объектов культа на севере района является исток реки Баргузин под названием Боолон-Тумэр.

У озера Болоон-Тумэр проводятся обряды поклонения духам Воды и Земли. Обращения к ним содержат просьбы о ниспослании дождя, густого травостоя, здоровом приплоде скота, чадородии.

По данным Министерства юстиции в районе зарегистрирована и действует местная религиозная организация шаманов Баргузинского и Курумканского районов «Бархан», созданная шаманами Цыцыковым Б.Ц., Хобраковым Б.Б., Эрдынеевым С.Б., которая имеет юридический адрес: Баргузинский район, с. Улюн. В настоящее время религиозные организации Бурятии, продолжая древнюю традицию предков, проводят большую работу по возрождению шаманской религиозной традиции и обычаев, содействую возрождению духовно-нравственного сознания.

Шаманизм рассматривает всю Вселенную, как структуру, состоящую из трех сфер- трех миров нижний мир, срединный мир, верхний мир


Поклонные места Курумканского района:

 Бархан, Баяндайн бариса, Баян Толгой, Боолон Тʏмэр, Бууралтаар, Буурал баабай, Ендэхэг, Зармада, Илигшэн, Мушаан, Намаа табиса, Ноен тэбзээхэй, Сахали, Сахилтаар, Тахинхаан, Томогто, Хʏмɵɵ, Тутанхан, Тэбтэхээн, Тэрмээ, Yбɵɵхэй, Yлзый Yндэр, Улаан Энги, Yхэриин Yбгэн, Хадаагшаан, Хоёр Сагаан Хʏнтэй, Хушуун Бариса, Хʏмоо, Хээр Шошогор, Шаманка, Шара Маряан, Шулуун hумэ, Шиизга, Эрхэй Маряан, Ягдаг добуун, Ямаагана.

Алла, Улюнхан. Бархан баабай (Дээдэ ехэ Дэлhэтэ баабай, Дэлэнтэ Хатан), Баяндайн бариса, Бууралтаар, Сахилтаар, Боолон Тʏмэр, Даласын бариса, Ендэхэг, Намаа бариса, Ноён Тэбзээхэйн бариса, Тэбтэхээн, Тэрмээ, Харсага, hорюун, Ямаагана, Ягдаг Добуун.

Аргада. Баян Толгой, Буурхаан, Гурбан hалаагай бариса, Маарактын Дабаанай бариса, Томогто, Тахинхаан, Хара Хушуун, Хоёр Сагаан Хʏнтэй, Хʏмɵɵ, Хээр Шошогор, Хуурай Шиизга, Шулуун hʏмэ. 

Шаманизм сегодня – своеобразный символ национального духа и самосознания. В молитвах шаманов слышны близкие сердцу родные мотивы богослужений.